Композиция в ландшафте

 

Композиция (от латинского слова compositio – составление, соединение) –объемно-пространственное построение на плоскости.

 Композиция является научной дисциплиной, которая рассматривает закономерности формообразования, а также специфические приемы и средства, которые применяются в процессе работы над проектом.

Свойства композиции.

 1.Равновесие. Важным свойством композиции является ее равно­весие.

 Равновесие–первое непременное условие гармонизации композиции. В гармоничной композиции все элементы должны быть уравновешены (сбалансированы) между собой. В ней отдельные элементы уравновешивают друг друга таким образом, что общее целое получается зрительно устойчивым и статичным (нет значительного перекоса).

 Равновесие может достигаться одинаковостью пра­вых и левых частей предмета-это симметричные композиции и более сложным способом в асимметричных.

 Композиции могут быть также статические, т. е. та­кие, где нет внутреннего движения.

 Как правило, впечат­ление устойчивости создаётся использованием совершен­ных геометрических фигур -равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов, арок, трапеций, а в объемных композициях - кубов, пирамид, прямых призм.

 Эллипс ,круг, шар, лежащий цилиндр придают компо­зиции динамику, так как эти формы неустойчивы.

 2.Единство. Все элементы композиции находятся во взаимной связи и зависимости. Все элементы должны составлять систему, т.е. целостность.

 Система – это соподчинение элементов главных, менее значимых и второстепенных. Целостность композиции дает возможность сразу охватить ее единым взглядом и одновременно определить в ней основную часть.

 Выразительность композиции повышается выделением в ней главной части, детали, этот главный элемент  условно называется центром композиции. Он должен в первую очередь привлекать внимание зрителя . Композиционный центр может находится в центре композиции или со смещением. Смещение композиционного центра от геометрического центра делает композицию более выразительной.

   Изобразительные средства, уравновешивающие композицию.

 1.Цвет и его насыщенность. Колористика. Чем ярче насыщеннее цвет предмета-красный, черный, тем большую площадь должен занимать другой предмет со спокойным цветом, чтобы его уравновесить.

 2.Формы и конфигурации. Чем изысканнее форма, тем больше она может уравновесить мелких и простейших тел.

 3.Ориентация на плоскости, местоположение в композиции. Центр притягивает взгляд.

 4.Фактура, это например ребристая поверхность или какая-то другая отличающаяся.

 

Средства композиции.

 1.Ритмический повтор или ритм. Ритм – наиболее часто используемое средство гармонизации. Все построено на ритмах: биение сердца, день-ночь, возрастные ритмы- детство, юность, старость. Ритм – определенная повторяемость чередования композиционных элементов произведения искусства, усиливающих художественную выразительность.

 Заритмованы могут быть ряды деревьев, отдельные крупномеры.

 Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов. Три элемента не создают впечатления закономерного повтора, поскольку воспринимаются как начало или фрагмент ряда.

 В то же время чрезмерная длина ряда утомляет.

 Приемы обогащения ритма.

 1.Увеличение числа элементов, участвующих в многократном повторении. Использование искусственных и природных форм. Например, колонны или вертикальные ограды с виноградом.

 2.Использование непредсказуемых композиционных эффектов, сбивающих общий порядок расположения предметов. Пример: в длинной аллее может быть выступ со скамьей, скульптурой, фонтаном и т.д.

 2.Контраст. Нюанс. Необходимым условием достижения гармонии является соблюдение меры контраста, создание плавных переходов между  элементами.

 Контраст — это наиболее распространенное средство выделения и повышения выразительности композиции. Он представляет собой резкое противопоставление характеристик, например темное и светлое, большое и малое , простое и сложное, т. д. Данное средство композиции позволяет избежать вялости и однообразия.

 Выбор степени контраста определяется художником исходя из его чутья и  опыта. Очень силь­ный контраст может визуально разрушить композицию. По­этому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности.

 В решении композиции большую роль играет нюанс, сущность которого заключается в плавном переходе ха­рактеристики элемента композиции в сторону усиления или ослабления. Он предполагает небольшое различие свойств. В композиции он неразрывно связан с контрастом. Нюанс — это последовательный переход от одно­го свойства к другому, например от светлого к темному, от большого к малому. Художники используют также нюанс по форме, пo положению в пространстве и т. д.

 Если нюанс усилить, он может перейти в контраст. Если же его сильно ослабить, он окажется зрительно не­различимым, т. е. станет тождеством. Тождество — это равенство.

 3.Пропорциональность. Связь частей и целого ( по латыни – соотношение или соразмерность). В изобразительном искусстве это соотношение частей целого между собой и этим целым. Чаще пропорционирование происходит интуитивно, но изучая картины древних мастеров и закономерности природы был открыт принцип «золотого сечения».

 Метод «золотого сечения» («золотая пропорция» или гармоничное деление) – это деление отрезка на 2 неравные части, так чтобы целое относилось к большему, как большее к меньшему.

 Числовое выражение пропорции «золотого сечения» таково, что для любых трех соседних членов ряда чисел третий равен сумме первого и второго (ряд Фибоначчи). – 1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144 и.т.д. отношение двух соседних чисел в этом ряду по мере возрастания их количественной величины сближается с отношением «золотого сечения» - 1,618.

 Построение по принципу «золотого сечения воспринимается гармонично. В природе встречается в завитках раковины, в стеблях – расстояние между узлами, в музыке, космосе.

 4.Масштабность. Важным условием достижения гармоничности композиции является определение правильной масштабности.

 В широком значении масштаб — это отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной.

 Под масштабностью  понимают соразмерность  предмета его назначению, и размерам человека.

 Чтобы человек мог реально воспринимать величину видимого, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнить размеры вещей с чем-то хорошо известным. В своей деятельности человек выступает как мера всех вещей. Поэтому архитектор при проектировании здания рядом с фасадом изображает фигуру человека в масштабе чертежа. Например, несоразмерны большой дом и маленькая лужайка или наоборот, немасштабными будут кровать для взрослого в детской комнате, низкие стулья в комнате с высокими потолками, крупногабаритные предметы в тесной комнате и т. д.